Журнал
Гражданские медиа. Первое Дальневосточное социальное СМИ
Первое Дальневосточное социальное СМИ
27.04.2019

В Тихоокеанском государственном университете 1539 сотрудников. Это взрослые люди, в большинстве своём – родители, которые не могут в рабочее время присматривать за своими детьми. Профсоюзная организация работников ТОГУ решила помочь этим родителям, ведь 81% от общего числа трудящихся состоят в профкоме. Организация разработала проект «Лаборатория детства», который в 2018 году был поддержан Фондом президентских грантов.

– Мы запустили анкетирование после написания проекта в апреле 2018. И всё лето, до сентября включительно, сотрудники присылали нам свои ответы на анкету. Более 100 человек отметили, что детская комната необходима, – рассказала Наталья Климчук, главный бухгалтер Профсоюзной организации работников ТОГУ.

ФОТО 1 (2).jpg

Почему это важно

Дети 6-8 лет – это ученики первого, второго классов. В этом возрасте чаще всего происходит ситуация, когда ребёнок еще недостаточно самостоятелен, а работающий родитель не способен сам за ним присмотреть днём. В профкоме ВУЗа об этом знают не понаслышке. Детей преподавателей можно встретить в библиотеках, читальных залах, в аудиториях, где работают родители.

Член профсоюзного комитета по направлению «Сектор инновационного развития» и по совместительству старший преподаватель архитектуры и урбанистики Анастасия Гарнага занималась оформлением проекта и подавала заявку на грант.

– Я сама мама пятилетнего ребёнка. Но пока ребенок ходит в детский сад, проблемы «с кем оставить» нет. А вот когда пойдем в школу – это уже целая дилемма. Потому что я преподаватель, я не работаю, скажем, до полшестого, но при этом всё равно – куда ребёнка деть в обед, если у меня, допустим, четвёртая пара? Она [ребенок] довольно несамостоятельная, будущая школа далеко. Конечно, меня это очень заботит.

ФОТО 2 (2).jpg

Вопрос занятости ребёнка в дневное время для работающих родителей стоит остро. Обычно в школах вводят продлёнки для учеников, где они могут и поиграть, и вместе уроки сделать. Однако, не все школы предлагают такую услугу, что осложняет ситуацию взрослым. «Одна моя коллега отпрашивалась полгода с работы на часик, чтобы забрать ребенка со школы, привезти домой, и потом каждые минут 15 на звонке. Очень дёргалась», – рассказывает Анастасия Гарнага.

Три года до совершенства

Развивающая игровая комната «Лаборатория детства» является первым в России проектом-победителем, руководителями которого стали сотрудники добровольной общественной профсоюзной организации вуза.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОФКОМА.jpg

–  Профком это же тоже некоммерческая организация. НКО ведь постоянно участвуют в грантах поддержки и в общем-то этим живут, помогают людям, не забывают себя и так далее. Для профсоюзов это особо не характерно. И мы единственные, кто решился на это. – Упомянула член профсоюзной организации ТОГУ Анастасия Гарнага.

Председатель профсоюзного комитета ТОГУ Наталья Дидух рассказывает, что это не первая попытка организации получить грант: до этого были другие проекты других направленностей.

– Мы долго шли. Потом мы поняли, что то, на что мы замахивались, не будет социальными проектами, не будет так важно. И нам надо было выбрать то, что сегодня в центре внимания всей общественности – когда детей не на кого оставить.

Причинами неудач для профкома работников ТОГУ в прошедшие три года стали сложности как с написанием и оформлением заявки на участие, так и с самим проектом. По словам руководителей проекта у комиссии фонда возникли трудности с определением того, что профсоюзная организация является некоммерческой:

– И вот на третий год они пошли к нам навстречу. Ну, и мы, конечно, научились писать проекты. Во многом благодаря ресурсному центру «Команды 27»  – Андрею Ганину в большей степени, потому что он как учитель из-под палки заставлял нас писать день и ночь. Вот мы вывезли так, как необходимо по требованиям,  – рассказала Анастасия Гарнага.

ФОТО 3 (1).jpg

Проект «Лаборатория детства» полезен не только для работающих в ТОГУ членов профсоюза и их детей, но и для студентов-практикантов педагогического направления, которые смогут получить профессиональный опыт работы с детьми. Первыми воспитателями игровой комнаты стали студентки III курса факультета «Дошкольное, начальное и дефектологическое образование» ПИ ТОГУ [прим. ГМ: Педагогический институт Тихоокеанского государственного университета] Анна Новосёлова и Анна Моторо.

– Нам сказали об этом проекте наши педагоги, они предложили нам пройти практику, и мы согласились, потому что предложение неплохое. Ранее мы проходили практику в детском садике, поэтому у нас опыт есть, – поделились студентки.

Практиканты будут работать под руководством главного педагога Ольги Бут. Сами они уже прописали план своей работы с детьми. Практиковаться будут согласно режиму работы игровой комнаты в будние дни с 13:00 до 18:00. После окончания практики девушек заменят новые практиканты.

ФОТО 4 (2).jpg

Грантовое финансирование проекта закончится в декабре. Руководители не знают, что будет после этого, но единогласно твердят: «Комната будет продолжать свою работу».

–  Не хочется на сегодняшний день опережать события, но то, что задумали мы, не дай Бог, похоронить, потому что столько труда в это вложено,  – сказала Наталья Дидух.

Дети рядом

Сама идея комнаты временного пребывания для детей не нова, в частности, и для российских вузов. К примеру, детские комнаты открывались в университетах Сибири, Северного Кавказа, в некоторых городах Центральной России. На Дальнем Востоке ТОГУ стал первым вузом, в котором появилась игровая комната для детей сотрудников.

Детскую комнату при университете тоже можно считать новаторской, потому что, насколько знаю, в Дальневосточном федеральном округе такой комнаты нет. ТОГУ – уникальный сам по себе вуз, у нас есть отдельный студгородок, то есть, мы живем все такой своей жизнью – многие рядом, дети между собой дружат или как минимум знакомы друг с другом. Почему бы не объединить и не развивать их? – Добавила Анастасия Гарнага.

ФОТО 5 (1).jpg

«Лаборатория детства» открылась 23 апреля, и 24 уже начала свою работу. Находится она не в самом университете, а в общежитии №9 студгородка.

Это помещение имеет отдельный вход, он постоянно будет закрыт от студентов, поэтому они не будут иметь никакой связи [с детьми], кроме соседства за стенами. Наличие нормального санузла мы нигде не найдем такого в ТОГУ. Общественный туалет это не очень комфортные условия для детей, и мы не можем себе позволить в ТОГУ сделать отдельный туалет для них. Тем более, в рамках полумиллионного гранта. А там это обеспечено. Абсолютно тихие условия, отдельный вход, пожарные эвакуационные выходы через балкон на первом этаже.

Изначально планировалось выделить помещение в 28 квадратов (4 на 7), по размеру как стандартная небольшая аудитория. Но затем встал вопрос, как удержать в ней детей, чтобы они не выскакивали в коридор? Тогда профсоюзом совместно с ректоратом и студгородком было решено сделать в одном из помещений общежития ремонт и обустроить эту комнату для детей. Это позволило максимально обособить их от студентов. Однако нельзя сказать однозначно, довольны ли сами студенты таким соседством.

– Я думаю, студентам детская комната не доставляет никакого дискомфорта, –  считает Анастасия. – Бывают и студенты-родители живут со своими детьми. Да и будут ли вам доставлять дискомфорт дети, которые живут под вами [прим. ГМ: этажом ниже]? Я так не думаю. Да и потом, развивающая комната не предполагает «круговерти», когда ребенок бегает дома или ещё что-то. Я не думаю, что у нас возникнут проблемы с этим, но мы будем мониторить эту ситуацию.

ФОТО 6 (ГЛАВНЫЙ СЛАЙДЕР).jpg

Уже насчитывается 23 заявки в «Лабораторию детства» от членов профкома. До открытия комнаты их было 20. Установленный организаторами лимит – 30 детей в группе.

ФОТО 7 (1).jpg

Автор и фотограф: Ирина Марсенко



перейти в Неновости