Журнал
Гражданские медиа. Первое Дальневосточное социальное СМИ
Первое Дальневосточное социальное СМИ

«Игорь, закрой глаза»

Автор: Марина Бобришова Фотограф: Алина Сахневич
11.03.2022

    «Наша сказка необычная – это сказка с закрытыми глазами. Закрывать глаза или не закрывать – это решение, которое вы примите сами. Мы лишь просим от вас необычного внимания»,  полушепотом произносит почтальон, держа в руках банку с расплавленным сургучом. И снова советует смотреть спектакль закрытыми глазами, хотя бы первые десять минут.

    - Игорь, как думаешь, справишься? – С доброй иронией толкает плечо своего незрячего друга Роман.

    - Ну уж постараюсь как-нибудь,  отшучивается Игорь.

    На сегодняшнем показе Игорь Гармаш – единственный незрячий. Кроме него, его друга – Романа Глушкова, меня и сотрудников театра в фойе собрались человек 25 школьников и взрослых. Через 5 минут к зрителям выходят почтальоны с конвертами в руках: «Здравствуйте, Вам письмо», «Добрый день, Вам письмо», – доносятся фразы с разных сторон. Почтальоны протягивают конверты каждому посетителю и уводят в зал, хотя залом это назвать сложно: вместо сидений – деревянные ящики, стоящие кругом, на полу вода и гравий, стены обиты тканью, на которой будто чернилами выведены какие-то строчки. Очередь доходит до нас. Роман помогает Игорю дотянуться до письма: «О, даже так!»– удивляется тот.


    В этой сказке нет привычных нам кукол, главные персонажи – это звуки, запахи, прикосновения и ощущения. Мы слышим, как по зонтику бьет дождь, чувствуем, как дует прохладный ветер, вдыхаем запах свежескошенного сена. Зрители здесь не просто смотрят на происходящее со стороны, они сами участники действия, которые помогают почтальону  господину Колбабе, на велосипеде исколесившему всю Чехию в поисках адресата письма.

    Вот перед зрителями возникает дверь, которая каждый раз перемещается из угла в угол. Господин Колбаба стучит во все двери, ищет Марженку, которой нужно доставить письмо от возлюбленного. Громкий стук. Несколько секунд зритель решает: открывать или нет. Он медленно протягивает руку и толкает ручку двери.

    «А не живет ли тут барышня Марженка, которая ждет письмо от шофера по имени Францик?», – заглядывает в импровизированную квартиру господин Колбаба.

    «Нет»,  то робко, словно ищут подвох, то смело отвечают зрители.


    В пространстве, где происходит действие, темно, лишь несколько софитов подсвечивают актерам. В этом спектакле не выдают повязки, но просят закрыть глаза, изредка подглядывая за действием. Режиссер Наталья Пахомова умышленно отказалась от этого, давая зрителю возможность самому сделать выбор. «Незрячий человек и так это воспримет, а человек, который по доброй воле пойдет по пути спектакля, сделает это свободно. Но это выбор режиссера. Я считаю, что побудить человека закрыть глаза можно другим способом»,  объясняет Наталья.

    Наталья Пахомова – штатный режиссер Московского театра кукол. Спектакль закрытыми глазами, который Наталья поставила в Хабаровске – не единственный такой ее опыт: в 2017 году она стала лауреатом российской национальной театральной премии «Золотая маска» за постановку сказки «Ежик в тумане». Режиссер продолжила линейку спектаклей для людей слабовидящих и незрячих, которую запустила литовская актриса и режиссер Каролина Жерните.


    Фото из личного архива Натальи Пахомовой

    Сама Наталья с проблемами незрячих никогда не сталкивалась, поэтому потребность театра в создании такого спектакля изначально стала основным мотиватором для режиссера. Чуть позже выяснилось, что сестра ее друга полностью ослепла к двенадцати годам – случившееся обстоятельство, говорит Наталья, стало главной причиной прикоснуться к новому и сделать инклюзивный проект.

    - Театр все-таки должен быть искусством для всех, а не для избранных. Эта попытка понять, не сделать больно человеку особенному, который придет на спектакль. Вот эта та мера ответственности, требующая определенного мужества не только от постановщика, но и от актеров, которым с этим жить и выходить на площадку.

    Хабаровский спектакль с закрытыми глазами был поставлен по мотивам произведения чешского писателя Карела Чапека «Почтарская сказка», того самого, с подачи которого появилось слово «робот». Сюжет кажется незамысловатым – про настоящую любовь, про преданность, про долг, про терпение, но благодаря ощущениям, исходящим из разных сторон, воспринимается этот сюжет на другом уровне. Все вокруг будто оживает.


    - Птицы – для меня это реальные летающие птицы, - Роман говорит, что даже не задумывается, как всё в этом театре устроено. Звук капель для него – это не рис, который сыплют в воду, а настоящий осенний дождь, куры и гуси – это не куклы, а обычные деревенские домашние птицы. – Я сижу и просто не хочу открывать глаза, интересно и не хочется рушить всю эту созданную вокруг иллюзию.

    - Оно должно восприниматься именно так. Это хорошо для людей с живым воображением,  добавляет Игорь.

    - Они могут себе все это представить, создать картинку в голове. И не важно: видит он или нет.


    Игорь с Романом во время спектакля изредка перешептываются. Когда им на колени ставят стол, за которым играют в карты «почтарики» – ночные домовые почты, они пододвигают его к себе ближе, чтобы актерам было удобнее играть. Наталья рассказывает, что на прошлом спектакле «Ежик в тумане» зрителям предлагали даже выпить чаю. Как правило, люди зрячие потерянно смотрели на кружку, незрячие же наоборот уверенно протягивали руку, чтобы взять чашку.

    - Незрячие спокойно берут эту кружку, пьют и не чувствуют дискомфорта. Они в этом звуковом космосе, в запахах, в ощущениях гораздо свободнее, чем мы. Если мы воспринимаем все как подвох, поставили дверь: открыть - не открыть, а что я скажу, то у них этого барьера нет.

    Хотя спектакль инклюзивный, в афишах особого внимания этому не уделяют: «Почтарская сказка. Карел Чапек. Продолжительность 1 час 10 минут». Всё, что будет происходить в стенах театра для зрителей  загадка.

    - Театр - это место, куда имеет право прийти любой человек. Если это будет сюрприз для зрителя, то хорошо, если ему удастся абстрагироваться ввиду отсутствия картинки как таковой, - то это, к чему мы стремились. Мы стремились зрячего зрителя поставить в дискомфортные условия, создать эту рябь, белый шум. Нет как таковых мизансцен, мы сидим не в зале, мы сидим на неудобных ящиках. Всё мы делали для того, чтобы зритель отключил глаза и попробовал воспринимать по-другому, - рассказывает Наталья.

    В «Почтарской сказке» все детали продуманы до мелочей: от реализации костра, в котором слышно как хрустят ветки, до голоса пан-почтмейстера, схожего с озвучкой Дарта Вейдера из «Звездых войн».


    Актеры ориентируются на то, что зрители сидят в полной темноте. Любая из кукол, которой управляет актер, обязательно дотрагивается до человека, но это прикосновение всегда бережное и осторожное. Если зритель сам протягивает руку, например, чтобы погладить игрушечную собаку, то актер идет навстречу и ненадолго останавливается рядом с человеком.

    - Когда корова проходила, был запах сена. Это было очень круто реализовано. И колокольчик у коровы, и поступь ее медленная, и тыкается корова рогами. Ну явно она упрямая такая. Вот и что ты с ней сделаешь? Вот эта голова с рогами. Как ты ее сдвигать будешь, – комментирует Игорь.

    Такой контакт требует от актеров постоянной включенности, потому каждый раз зритель может повести себя по-разному. Наталья говорит, что психологически  это тяжело, и сказку с закрытыми глазами по степени сложности можно сравнить с серьезным трехчасовым драматическим спектаклем.


    - У меня работа, у театра своя жизнь, поэтому репетиционного времени было очень мало – 3 недели. То, что ребята собрались, поверили и шагнули в эту неизвестную пропасть – когда в первый раз, это как прыгать в ледяную воду - то, что они прыгнули, то, что они в это включились, то, что они многое привнесли – это очень важно и ценно. Каждый спектакль возникают новые нюансы, и я думаю, что они смогут привнести это самостоятельно, когда я улечу.

    Сама Наталья Пахомова родилась в Хабаровском крае – в Советской Гавани, говорит, что может быть поэтому работать в Хабаровске было легко: 3 недели прошли незаметно, будто 4 дня. Удалось даже съездить на родину, где она не была 32 года.

    В планах у Натальи совместно с режиссером Юрием Уткиным поставить спектакль по биографии Людвига Ван Бетховена для людей с ограниченными возможностями слуха в Иркутске. Как эта идея будет воплощаться, режиссеры пока не знают.

    - Мне кажется, что для незрячих людей – это праздник, что хабаровчане сделали такой спектакль для них. Это будет поводом лишний раз понять, что они нужны,  говорит Наталья Пахомова.


    После спектакля Игорь и Роман восторженно заявляют, что все было на уровне. «Спектакль, в котором полностью ломается… Какая там стена бывает? Четвертая? Тут просто ее нет изначально» [Четвёртая стена — воображаемая стена между актёрами и зрителями в традиционном «трёхстенном» театре],  говорит Игорь. 

    - А тебе все было понятно? Может тебе Роман что-то объяснял? – спрашиваю я Игоря.

    - У меня с воображением в порядке, поэтому я домысливал какие-то вещи. Я именно погружался, переживал эмоции и полную картинку происходящего. В какой-то момент я вообще полностью абстрагировался. У меня даже было где-то ощущение, что и солнце пригревает. Я еще думаю, показалось или нет?

    Пока Игорь с Романом отвечают на мои вопросы в зале, где происходил спектакль, к нам прислушиваются актеры. «Нам ведь тоже, интересно, что вы думаете», – обращается к Игорю актер Александр Гаврилов, сыгравший пан-почмейстера.

    - Единственное – у меня весь спектакль была такая мысль, интересно через что говорит пан-почтмейстер? У него просто шикарно через трубку резонировал голос, и я не мог отделаться от мысли, что он мне очень сильно Дарта Вейдера напоминает. У меня были мысли, что возможно он говорит через какой-то гофр от раковины. Ну что-то такое явно ребристое,  спрашивает Игорь.

    Актер просит принести из костюмерной трубу, дает попробовать поговорить Игорю.


    - Да! Да! Эффект прям потрясающий через нее. Так похоже на Дарта Вейдера. Наверное, вот так его голос и достигался, ну а что? – Смеется Игорь, держа в руках трубу.

    - Надо в дубляж – приглашайте! Что мы Дарта Вейдера не озвучим что ли? – отвечает Александр.

    - А может сразу постановку по «Звездным войнам», причем в таком же стиле, сделаем? Идея! – Продолжает Игорь.

    Пока забираем вещи из гардероба продолжаем обсуждать увиденное.

    - Вообще это замечательно, на самом деле, что существуют такие театры и спектакли.  Я бы Наташу позвал сюда [зрячая девушка Игоря]. Ради нее сходил бы еще раз.

    - Можно подумать, ты сам сюда еще раз бы не сходил. Так говорит: «РАДИ нее», а на самом деле, он просто сам хочет, - подшучивает Роман.

    - Ну да. Блин, че ты меня спалил? – отвечает Игорь.

    - Да я тебя знаю, читаю уже.



    Вернуться к списку историй

    Смотрите также