Журнал
Гражданские медиа. Первое Дальневосточное социальное СМИ
Первое Дальневосточное социальное СМИ

Среди прочей мишуры

Автор: Екатерина Карпова Фотограф: Карина Шагинян
29.12.2022

    Весь год  в домашних кладовках и шкафах хранятся новогодние  гирлянды, «дождик» и игрушки. Вспоминают о них только в декабре, когда наступает пора наряжать елку. Семьи собираются вместе, становятся явными старые секреты, раскрываются неожиданные истории, о которых редко говорят в будние дни. Так произошло и с нашими героями.

    Талисман нашей елки

    Юля Максимова аккуратно держит в руках вытянутую желто-зеленую фигурку, знакомую с детства. Впервые эта игрушка попала на елку 16 лет назад, когда семья переехала из Советской Гавани в Хабаровск и поселилась в общежитии. Тогда, по рассказам взрослых, приходилось нелегко: денег практически не было.


    Отец, по образованию летчик, не мог устроиться по специальности. Чтобы приступить к работе, требовалась практика. Но топлива и средств на первый полет компания не выделяла: «То есть самолеты летали, но чтобы допустить до полета новичков, не было лишних денег, - говорит Юля. - Поэтому он работал грузчиком, вылавливал и разделывал крабов - в общем, кем только не был, чтобы хоть как-то заработать».


    Несмотря на трудности, семья готовилась к Новому году. В комнате поставили небольшую елку, повесили на нее все игрушки, которые были: «старенькие, облезлые, некрасивые», - вспоминает Юля. В один из предновогодних вечеров, вернувшись с работы, отец принес домой полосатую фигурку. Она стала первой новой игрушкой на елке, а потому выделялась среди остальных. В наступившем году многое изменилось: отец нашел достойно оплачиваемую работу, и семье стало жить проще.

    Это была единственная новая игрушка, первая. И вот после этого как-то стало все налаживаться, работа появилась. То есть это как символ новой жизни.

    Позже семья переехала в квартиру. Из года в год на праздничной елке стали появляться новые игрушки, гирлянды и мишура. Но без полосатой фигурки не обходится ни один Новый год. Игрушку до сих пор, по традиции, вешают на елку одной из первых, на самое видное место:

    - Даже когда отец от нас ушел, и мама не очень хотела ее доставать из-за воспоминаний, я ее уговорила,- рассказывает Юля Максимова. - Потому что это уже талисман нашей елки. Она всегда на одном из самых видных мест, ну и до сих пор по ней не скажешь, что ей уже 16 лет. Хотя не очень дорогая, но при этом хорошо сохранилась.

    Стеклянная добыча

    Готовясь к Новому году, Антонина Потапова вместе с мамой достали коробку с елочными украшениями. Там за много лет собралось немало разных игрушек: советского периода и современных, купленных родителями не так давно. Несколько минут спустя, на глаза попались несколько цветных шишек: «А эти похожи на те, что мы с ёлки городской воровали…», - призналась Ирина Евгеньевна. Дочь Антонина об этой истории услышала впервые.


    Детство Ирины Евгеньевны прошло в г. Нее Костромской области. Город  разделен железнодорожными путями, а в центре в то время ежегодно проходил новогодний праздник. Туда, «за линию», мама Антонины ходила вместе со своим братом. Оттуда же, как выяснилось, пока никто не видит, они унесли несколько стеклянных игрушек на память:

    - Ну это дети, я не могу сказать, что они прям очень бедно жили и не могли позволить себе стеклянные игрушки,- говорит  Антонина. - Это такой элемент детского авантюризма, когда ты можешь что-то взять, чего много и что плохо лежит. И вот они просто, забавы ради, не потому, что была в этом особая нужда, брали эти игрушки и уносили домой.


    С тех пор прошло несколько десятков лет, а украденные стеклянные игрушки до сих пор хранятся у бабушки, в память о советском времени и детских проделках:

    - У бабушки вообще много чего хранится, у нее вся подписка «Гудка» [прим. газета «Гудок»], начиная с 50-х годов, и вот эти игрушки. Благо, есть где хранить, они никуда не переезжали.


    Там, где примут

    «Аккуратно, с него немного сыпется краска,- обращает внимание Юлия Хмиль, глядя на металлический игрушечный домик. - Надо будет его отреставрировать».

      

    Более 50 лет этот домик дополняет новогодние праздники в их семье. Дети ставят его под елку и играют с мигающими окошками. Сначала так делала мама Юлии вместе со своей сестрой, позже - Юлия со своей:

    У нас в семье одни девчонки, не считая наших мужей. Мама загадывала семью, чтобы был дом уютный, тетя потом тоже загадывала дом. У них 10 лет разница: маме - 51, а тете - 41. Когда они стали постарше, представляли на Новый год, что это их дом по соседству, а они друг к другу в гости ходят.  У тетиной дочки со мной тоже 10 лет разница, и мы со Светой так играли, но не знали, что то же делали наши мамы.


    Помимо детских забав, глядя на домик, девочки думали и о своем будущем. Приезжая к бабушке и дедушке на Сахалин во время новогодних каникул, тогда еще маленькая Юля разглядывала  домик и представляла, что когда-нибудь у нее будет свой, настоящий: «Я загадывала семью,- вспоминает Юлия.- Уют, тепло, какой-то семейный очаг». Так оно и произошло. Сейчас у Юлии своя семья, муж и дети. То же сбылось и у родственниц.

    Игрушечный домик хранится у бабушки, а уже выросшие дети, до сих пор собираются вместе на праздники и обмениваются воспоминаниями:

    - Когда подходишь к жилому дому, знаете, к какому-то большому, или, может быть, он даже будет одноэтажный, много окон излучают свет, но ты всегда знаешь, где твое окно. Всегда знаешь, что именно этот свет тебя греет, именно там тебя тепло ждут, примут любым. С хорошим настроением, с плохим, с проблемами, с успехами. Вот именно такая ассоциация у меня связана с этим домиком,- делится Юлия.

    Сейчас Юлия с семьей живут в городском многоэтажном доме. Из окна на восьмом этаже хорошо видно частный сектор. Так, вспоминает, и выбирали квартиру: «Все-таки хочется свой собственный дом, как в детстве. А такой вид - напоминание о моей мечте и дальнейшей цели».

     

    Вернуться к списку историй

    Смотрите также